25 Июль 2017

Объявления

 

4 июня - день Святой Троицы в 2017 году

Оцените материал
(2 голосов)

Праздник Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи и потому называется также Пятидесятницей. В этот день Святой Дух сошел на апостолов и Богородицу, поэтому праздник Святой Троицы считают днем рождения Церкви.

Перед Своим Вознесением в Царство Небесное Христос повелел апостолам не покидать Иерусалим, а ждать обещанного схождения на них Духа Святого, Который даровал бы им благодать и особые духовные дары. Это должно было помочь ученикам Спасителя в деле проповеди Евангелия.

БЛАГОДАТЬ СВЫШЕ

Сошествие святого Духа произошло на десятый день после вознесения Господа и на пятидесятый день после Его воскресения из мертвых. В этот день все иудеи праздновали ветхозаветную Пятидесятницу, в память о даровании им на горе Синай, через пророка Моисея, закона Божия. Исполняя повеление Христа, даже в этот день апостолы и Божия Матерь единодушно пребывали в Иерусалиме, в горнице одного из домов.

И вот, в третий час по еврейскому счету (девять часов утра по нашему времени), внезапно сделался шум с неба, как бы от сильного порыва ветра. Весь дом, где находились ученики Христа и Богородица, наполнился этим шумом. После этого сверху опустились разделяющиеся огненные языки, которые остановились по одному над каждым из апостолов и над Божией Матерью. Исполненные Духом Святым апостолы стали прославлять Бога на разных языках, которых раньше не знали. Говорение на языках стало одним из многих духовных даров, которыми наделил Святой Дух учеников Христа. Это было необходимо для последующей проповеди Нового Завета многочисленным языческим народам.

По учению Православной Церкви, сошествие Святого Духа в виде огненных языков стало знаком того, что благодать Божия имеет силу очищать и освящать души людей.

ПЕРВАЯ ПРОПОВЕДЬ

В тот день в связи с праздником Пятидесятницы в Иерусалиме собралось множество евреев, которые жили в других странах, но в этот день специально приехали на родину. Услышав шум с неба, они в смущении и удивлении собрались перед домом, в котором находились апостолы. Вышедшие из него ученики Христа стали славить Бога на разных языках. Слышавшие их евреи удивлялись и спрашивали друг друга: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились... слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?». Большинство не понимало, как такое могло произойти — чтобы обычные рыбаки, бедняки смогли вдруг одновременно заговорить на разных языках? Некоторые, правда, начали насмехаться над апостолами, думая, что те просто напились вина. В этот момент апостол Петр, встав перед народом вместе с другими учениками Христа, громким голосом стал объяснять, что они не пьяны, а исполнились благодати Святого Духа.

После этого Петр произнес первую проповедь рожденной в этот день христианской Церкви. Он рассказал собравшимся о том, что сошествие Святого Духа было предсказано еще ветхозаветным пророком Иоилем. Также он рассказал о том, что Иисус Христос, Которого распяли иудеи, не умер, а воскрес из мертвых, вознесся на небо и послал Своим ученикам Утешителя. В завершение своей проповеди к народу апостол Петр сказал тяжелые для всех иудеев слова: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» .

Слова святого Петра были настолько сильны и убедительны, что многие из собравшихся уверовали в Иисуса как в Сына Божия. При этом они стали спрашивать апостолов: «что нам делать, мужи братия?» На это апостол Петр предложил им покаяться в совершенных грехах, принять крещение во имя Иисуса Христа и получить дар Святого Духа. Как свидетельствует Священное Писание, в этот день к Церкви присоединилось около трех тысяч человек.

После событий дня Пятидесятницы, который считается днем рождения христианской Церкви, для последователей Христа началась совершенно другая жизнь. Ученики Христовы постоянно пребывали в общении, молитве и преломлении хлеба — то есть уже тогда, по повелению Самого Христа, совершалось Таинство Евхаристии или Причастия. У первых христиан было общее имущество, они продавали свои имения, всю свою собственность, а деньги распределяли среди нуждающихся. Священное Писание свидетельствует о том, что в эти дни апостолы совершили в Иерусалиме множество чудес и знамений, тем самым подтверждая истинность своих слов. Поэтому число новых учеников увеличивалось каждый день.

Через некоторое время апостолы разошлись по разным странам, чтобы рассказать и другим народам о Спасителе всего мира.

ПРЕЕМНИКИ АПОСТОЛОВ

Перед тем как отправиться с проповедью к язычникам, апостолы избрали себе помощников из числа верующих. Эти люди должны были в их отсутствие совершать богослужения и таинства и проповедовать учение Церкви уже обращенным ко Христу. В специальном обряде — рукоположении — апостолы посвятили избранных в особые церковные степени — епископство, священство и диаконство.

Таким образом та Божественная благодать, которая ранее была явно дарована ближайшим ученикам Христа в виде огненных языков, теперь стала передаваться ими невидимо, в особом действии.

Право передавать благодать Святого Духа достойным и поставлять людей на священное служение называется апостольским преемством. Теперь, после апостолов, оно принадлежит только епископам — высшей степени священнослужителей, которые являются пастырями Церкви. Любого современного священнослужителя связывает с апостолами цепь епископов и рукоположений, проходящая сквозь века.

Пятидесятница в Ветхом Завете

В тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия.

Покинув Египет, где они долгое время пребывали в плену, и перейдя Чермное (Красное) море, евреи долго шли по пустыне. Их целью была Земля обетованная, куда их вел пророк Божий Моисей со своим братом Аароном. Дойдя до горы Синай и следуя повелению Бога, евреи остановились у нее станом. Моисей взошел на вершину горы, где Господь, Который постоянно незримо пребывал со Своим народом, сказал ему: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» . Бог предложил народу Израиля Свою особую благодать и покровительство, прося в обмен верности и исполнения Его заповедей.

Когда пророк Моисей спустился с горы, он передал народу волю Божию. В ответ люди единодушно ответили: «всё, что сказал Господь, исполним». Тогда Бог повелел Моисею в течение трех дней подготовить народ постом и молитвою к тому моменту, когда будет дан Закон.

На третий день подготовки, который был пятидесятым по счету от еврейской Пасхи, то есть от дня исхода из египетского плена, вершину Синая объяло густое облако. Над горой сверкали молнии, гремел гром, был слышен громкий трубный глас. Также от горы исходил сильный дым, вся она тряслась, как во время землетрясения. В этот момент Бог и заключил завет с народом Израиля. Десять заповедей (Декалог) были высечены на двух скрижалях (каменных досках), которые Господь дал Моисею. Сам же пророк пребывал на горе Синай сорок дней и ночей, пока Бог произносил все Свои повеления.

Сойдя с горы, Моисей записал все данные ему правила (как гражданские, так и религиозные) в книгах, которые стали частью Священного Писания. В память о даровании синайского законодательства был установлен праздник Пятидесятницы, который евреи торжественно отмечали каждый год.

Праздник Святой Троицы - день рождения христианской церкви

Рождение христианской Церкви в день Святой Троицы открыло новую страницу в человеческой истории. Отныне каждый, кто желал истинного общения с Богом и спасения своей души, получил для этого все реальные возможности. Однако что же такое Церковь по существу?

Согласно традиционному определению Церковь — установленное от Самого Бога сообщество людей, которые соединены одной (православной) верой, законом Божиим, священнослужителями и таинствами. Однако Церковь — это не только живущие сейчас, но также и люди, усопшие телесно, но духовно пребывающие в ином состоянии. Именно поэтому православные обращаются за помощью к святым: ведь те, несмотря на свою земную кончину, также являются членами Церкви и, значит, могут помогать нам в нашей молитве к Богу.

Главное свойство Церкви — это единство, Главой которого является Господь Иисус Христос. В глубоком, мистическом смысле Церковь называют Телом Христовым, ведь как тело едино, так едины и верующие во Христа.

Целью жизни человека в Церкви является спасение собственной души для жизни вечной, в которой праведным уготовано быть вместе с Богом, а нераскаявшимся грешникам — в мрачном одиночестве, в телесных и душевных муках. Для того же, чтобы достичь спасения, человек должен исполнять данные Богом заповеди, жить церковными традициями, участвовать в таинствах, главное из которых — Святое Причащение (Евхаристия). В этом тайнодействии человек под видом хлеба и вина принимает Плоть и Кровь Христовы, тем самым незримо, мистически соединяясь со Спасителем.

Членом христианской Церкви можно стать через принятие Таинств Крещения и Миропомазания. Главным средством общения между земной и небесной частями единой Церкви является молитва, то есть прошения, славословия, благодарения, обращенные человеком к Богу, Матери Божией или святым.

Земная Церковь, то есть та, в которой находятся живущие на земле, разделяется на духовенство и мирян. Духовенство (священнослужители) — это те люди, которые особым образом поставляются на служение Богу, имеют право совершать таинства и обряды, богослужения, проповедовать людям Евангелие. Миряне — это все остальные люди, которые верят в Бога, но не имеют священного сана.

Отдельной частью верующих являются монахи, которые оставляют обычную мирскую жизнь и уходят в уединение или отдельное от общества совместное житие для того, чтобы уподобиться Христу и молиться о спасении всего мира. Священнослужители и монашествующие отличаются также от мирян и облачениями, то есть специальными одеждами, которые они должны носить во время служения и в повседневной жизни.

Что касается священнослужителей, то среди них имеется определенная иерархия, которая сформировалась за многие века бытия Церкви. Первой группой христианской церковной иерархии являются церковнослужители: чтецы, певцы и иподиаконы. Поставление в церковнослужители производится по благословению епископа через обряд хиротесии (руковозложения). Церковнослужители являются помощниками священнослужителей при совершении церковных служб и полностью им подчиняются.

Второй (и основной) группой церковной иерархии Православной Церкви являются священнослужители: диаконы, пресвитеры (священники) и епископы. Поставление в степени священнослужителей производится только через Таинство Священства посредством хиротонии (таинственного рукоположения). Священнослужители получают право рукоположиться только после прохождения служения в должностях церковнослужителей. Епископы и священники имеют право совершать таинства, богослужения и проповедовать Евангелие, диаконы же помогают им в этом.